О том, что одна половина человечества ищет Бога, другая – Любовь.
Важно, чтобы они не столкнулись лбами, достигнув цели,
или не разошлись в разные стороны…
Важно, чтобы они не столкнулись лбами, достигнув цели,
или не разошлись в разные стороны…
Богоискательство – одна из характерных черт русской литературы и
философии. Достаточно вспомнить Ф.М.Достоевского с его теорией о
«слезинке ребенка» и «Легендой о Великом Инквизиторе», Л.Н.Толстого с
рассуждениями о «непротивлении злу насилием». Однако никто из российских
авторов не рассматривал возможность поисков Бога, как источника любви…
после смерти. Романы Андрея Белянина «Казак в раю» и «Казак в аду»
выбиваются из общего ряда литературных экспедиций, нацеленных на поиски
смысла жизни, Бога и Любви. Во-первых, благодаря оригинальной завязке и
развитию истории о казаке и еврейке. Согласитесь, редко писатели
начинают повествование со смерти главных героев, и почти никогда не
заканчивают воскрешением из мертвых (пожалуй, исключение – «Теркин на
том свете» В.Т.Твардовского). Во-вторых, неповторимым сочетанием
комичного и трагичного, которое проявляется через колоритную речь
Рахили, философские рассуждения Ивана, «проклятые» вопросы Автора.
В-третьих, обе книги отличаются «многослойностью», которая в чем-то
напоминает «Мастера и Маргариту» М.А.Булгакова. О чем они? О поисках
Бога, о Любви, о Литературе, о Жизни и Смерти? Каждый волен решать это
по-своему.
В первой книге герои по условиям игры, которую ведет Бог
(в лице Отца и Сына), ищут «истинный Рай» (вернее, каждый свой –
казачий или иудейский). По ходу сюжета они сталкиваются со множеством
приверженцев ложных вер или с фанатиками – адептами Деви-Марии Христос,
саентологами, иеговистами, натуралами, толкиенистами, инопланетными
бесами, монахом-отшельником и священником православного монастыря отцом
Никодимом. Есть в Раю и те, кто прожил жизнь честно в соответствие с
постулатами выбранной веры, то есть не был по определению Рахили
«последним гадом» на Земле (казаки и иудеи). В результате поисков казак и
еврейка находят и отказываются каждый от своего Рая, так как понимают,
что любят друг друга и не могут быть по-отдельности. Во второй книге в
условие игры входит поиск Любви в Аду (там, где ее не может быть). И
здесь Иван и Рахиль встречают грешников, которые наказаны за
преступления против любви. Можно сказать, что в первой книге герои
пытаются понять сущность Бога и Веры, а во второй – найти причины,
которые привели человека к отказу от любви (следовательно, от Бога) или к
извращениям. Так почему же люди долго ищут свою любовь, а, найдя,
теряют ее? На этот вопрос по ходу романа пытается ответить просвещенный
астраханский казак-филолог Иван Кочуев, на эту же тему размышляет и сам
Андрей Белянин. Надо сказать, что во второй книге голос Автора
становится более реальным. Если в романе «Казак в раю» писатель
оставался в тени, повествование шло от третьего лица в обезличенной
форме, то в «Казаке в аду» появилось авторское «Я». Выступая от своего
лица, Андрей Белянин приводит три подхода к определению сущности Любви,
делая ставку на религиозное толкование: Бог есть Любовь. Он напоминает
также, что Бог или божественная частица находится в сердце каждого
человека. Однако при анализе текста романа «Казак в аду» можно вывести
более сложную «формулу», которая вытекает из сюжетной линии: БОГ =
ЛЮБОВЬ (чистая субстанция, Любовь, которая окрыляет, - свет в груди, о
котором говорит Иван) + ВЕРА (в себя, в своего избранника, в то, что эти
мужчина и женщина друг другу «по Судьбе»; что именно Он нужен Ей, а Она
– Ему; в конце концов, в то, что это действительно Любовь с большой
буквы) + НАДЕЖДА (на то, что все получится, и влюбленные будут вместе) +
МУДРОСТЬ (чтобы понять любимого и простить за ошибки) + НЕЖНОСТЬ (в
пояснениях не нуждается) + САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ (готовность принести в
жертву свои привычки, душу, жизнь) + УДАЧА (потому, что далеко не все
встречают свою любовь) + МУЖЕСТВО (готовность принять чужую любовь,
добиваться своей, отстаивать обоюдную любовь от чужих посягательств) +
РОДСТВО ДУШ (особая, Божественная печать, которая позволяет быть не
только «отражением в реке», но и «отражением в глазах любимого»).
Следовательно, поиски Бога необходимо начинать с поисков именно этих
качеств в себе.
Ад
населен теми, кто потерял одно из перечисленных слагаемых истинной
любви. Конечно, диагноз здесь должен ставить врач-психиатр, а не
литературный критик. Но попробуем разобраться, в чем же повинны те или
иные обитатели Ада. Итак, Ракшаса можно рассматривать, как олицетворение
животного составляющего человека, замкнувшись на котором можно потерять
своего партнера. Бесы-инопланетяне представляют тех, кто отдает все
силы Науке, забывая о других сторонах жизни, обедняя себя и своих
близких. Голые тела на сковородке – те, кто сознательно оставался в
браке, который не приносил счастья. Они не жили, а мучились сами и
мучили своих супругов, искренне считая, что это – наказание за другие
грехи. Маньяк-педофил подпитывался чужой болью и страданиями, используя
самых слабых и беззащитных. Жители Задома и Уморы с гомосексуальными
наклонностями повинны в «содомии», но Иван находит еще один грех – они
бежали от женщины из-за страха принять на себя ответственность за нее и
детей. Адепты Деви-Марии Христос, которые могут перемещаться из Рая в
Ад, повинны, скорее всего, в потере себя, как личности. Из-за этого они
потеряли первую любовь, родственников, друзей, причинив близким много
горя. Волкодлак, который тоже может переходить через границу света и
тьмы, просто заигрался. Великий грех – играть в Любовь. Неоязычники
пытались спастись от индивидуальной ответственности, от любви к одному
человеку, или при жизни забывали о любви ради Рода, заключали браки,
выгодные для Семьи. Афрорусский репер замкнулся на расовых
предрассудках, что не позволило ему найти счастье на земле. Черные эльфы
– те, кто не дождался любимых (неважно по каким причинам) или не нашел
их (не повезло), и потому потерял веру и надежду в положительный исход.
Религиозные фанатики сознательно отреклись от плотской любви, заменив ее
на любовь к Вере, которую считают истинной. Дом Веры, где каждый
«посетитель» может выбрать себе новую жизнь, - место, куда попадают те,
кто отрекся от борьбы за свою любовь, надеясь на то, что в другой жизни
любимый будет рядом. И, наконец, эльфы! Миллавелор и Нюниэль попадают в
Ад, вроде бы, случайно. Одного похищают инопланетные бесы, другая
отправляется в бега от отчаяния. Но в мире не бывает ничего случайного.
Пожилые эльфы в свое время отказались от любви: одна из-за долга перед
подданными, другой от неуверенности в себе. Вечная Любовь ценится в Раю,
но мучения, которые мы доставляем любимым, оттягивая объединение,
достойны Ада.
Ад и Рай – антиподы. Но именно поэтому у них должны быть точки пересечения. В романах Андрей Белянина такими точками стали персонажи, свободно перемещающиеся между этими «государствами» (по определению Рахили): ракшас, волкодлак, адепты Деви-Марии Христос и инопланетные бесы. Интересен тот факт, что некоторые из них меняются кардинальным образом, или заставляют героев поменять свое отношение к ним. При встрече с волкодлаком и ракшасом Иван, Рахиль и Миллавелор пытаются действовать известными методами, но проигрывают. Это закономерно, потому что со старыми страхами или нерешенными проблемами надо разбираться по-другому. Возможно, это указание – не повторять ошибки, искать новые подходы? Победить в этих случаях помогают Бог и инопланетные бесы, то есть две противоположные стороны. Это несколько нарушает условия игры, установленные Богом-Отцом: они должны справиться с испытаниями самостоятельно, без помощи высших сил. В случаях с адептами «живого бога» и бесами казак и еврейка справляются с ситуацией, во многом благодаря смекалке Ивана, и помощи Миллавелора. В последнем случае пожилой эльф, решая свою проблему, влияет и на судьбу друзей. Это закономерно, потому что Иван и Рахиль в Раю помогли этому наркозависящему типу воссоединиться с Нюниэль. Друзья часто решают те проблемы, которые не можем решить мы сами, сводя влюбленных.
Ад и Рай – антиподы. Но именно поэтому у них должны быть точки пересечения. В романах Андрей Белянина такими точками стали персонажи, свободно перемещающиеся между этими «государствами» (по определению Рахили): ракшас, волкодлак, адепты Деви-Марии Христос и инопланетные бесы. Интересен тот факт, что некоторые из них меняются кардинальным образом, или заставляют героев поменять свое отношение к ним. При встрече с волкодлаком и ракшасом Иван, Рахиль и Миллавелор пытаются действовать известными методами, но проигрывают. Это закономерно, потому что со старыми страхами или нерешенными проблемами надо разбираться по-другому. Возможно, это указание – не повторять ошибки, искать новые подходы? Победить в этих случаях помогают Бог и инопланетные бесы, то есть две противоположные стороны. Это несколько нарушает условия игры, установленные Богом-Отцом: они должны справиться с испытаниями самостоятельно, без помощи высших сил. В случаях с адептами «живого бога» и бесами казак и еврейка справляются с ситуацией, во многом благодаря смекалке Ивана, и помощи Миллавелора. В последнем случае пожилой эльф, решая свою проблему, влияет и на судьбу друзей. Это закономерно, потому что Иван и Рахиль в Раю помогли этому наркозависящему типу воссоединиться с Нюниэль. Друзья часто решают те проблемы, которые не можем решить мы сами, сводя влюбленных.
Андрей
Белянин отрицает наличие «принципа зеркальности» между ситуацией в
первой и второй книге. Наверное, он прав, потому что полным отражением
или повторением событий или образов, эти книги не отличаются. Однако
связующие линии между романами все-таки есть. Назовем некоторые из них:
православный монастырь отца Никодима – Дом Веры; нимфеи – неоязычники;
эльфы – черные эльфы. Хотелось бы сказать, что в первом случае на этих
«обществах» или местах можно поставить знак «плюс», а на вторых –
«минус». Но так уж получается, что и в Раю и в Аду казак и еврейка
сталкиваются со множеством «минусов», просто в первом случае они менее
сильные. Из монастыря также, как из Дома Веры, нет выхода. В обоих
случаях нужно отказаться от себя. Любовь к природе, которой отличаются
нимфеи, конечно, похвальна, но заметно полное отсутствие страсти,
интеллекта. Неоязычники, наоборот, отличаются интеллектом, но излишне
привязаны к плотской любви. Чистые чувства им недоступны. Эльфы ценят
любовь, но слишком заигрываются, не торопятся заводить браки. Черные
эльфы (женщины с лейсбийскими наклонностями) сознательно признают себя
мужчинами-извращенцами. В последнем случае можно сказать, что в черные
эльфы, по-видимому, попадают эльфийки, которые так и не дождались, когда
же мужчины наиграются.
Эльфы играют важную роль в романах «Казак в раю» и «Казак в аду». Их вмешательство постоянно ставит в тупик Бога-Отца. Откуда они взялись и почему мешают игре? Во второй книге Андрей Белянин отвечает на этот вопрос, рассуждая о литературе и роли, миссии писателя. Он не просто участвует в романе как повествователь или действующее лицо. По его желанию на сцене появляется еще один автор-Творец – Джон Р.Р.Толкиен. Если казаку и еврейке Бог-Отец и Бог-Сын отказывают в помощи, то Толкиен приходит на помощь своим читателям. Или уже героям? Он искушает Миллавелора и Нюниэль исполнением мечты – вечной молодостью и жизнью в Тихой Гавани. Их отказ вынуждает Творца задуматься и…поучиться у своих читателей. Или уже героев? Явление Профессора заставляет рассеяться силы зла, что закономерно. Но важнее всего, что оно возвращает надежду и веру в сердца темных эльфов. Это ли не призвание настоящего писателя? Не важнее ли вернуть людям веру в себя, надежду на других, а не заставить их вздрогнуть от мерзостей этого мира? Как знать! Каждый читатель выбирает своего писателя, каждый верующий – своего Бога, каждый мужчина – свою женщину, а женщина - мужчину. И каждому воздается по вере его!
Но читателя, конечно, больше интересует, чем закончится эта история, смогут ли Иван и Рахиль соединиться? Как пишет Андрей Белянин, «критик – человек холодного ума, и уж он-то знает, куда и зачем зарыли собаку!» К сожалению, не знаю. Давайте смотреть правде в глаза, как этого требует Автор. Во-первых, ни в Раю, ни в Аду эти двое не поговорили по душам, ничего друг о друге не выведали. Максимум, что у них есть – фамилии, имена и отчества. Они знают, в какой стране живет их «отражение в реке». Но найти друг друга по таким скудным данным – трудно. Во-вторых, потому что, очнувшись после клинической смерти, они могут посчитать случившееся бредом. Да, мало ли, что! Любой из читателей приведет сотни примеров несостоявшейся по каким-либо причинам любви. К тому же, даже пройдя, рука об руку через Рай и Ад, влюбленные не могут похвалиться верой друг в друга и взаимопониманием. Они никак не забудут национальные или сословные различия. Иначе, почему для Рахили Иван «мой казак», а она для него «моя еврейка», а не «мой мужчина» и «моя женщина»? Каждый из них готов спасти другого, но нужны ли этому другому такие жертвы? И так ли уж бескорыстен каждый из них? Почему же тогда Рахиль соглашается пойти за Иваном в Ад, но тут же тащит любимого за шиворот в Рай? Почему Иван продает душу, но сразу же размышляет на тему «за что это нам, и особенно мне?» Через роман «Казак в аду» рефреном проходит «спиной к спине». Казак и еврейка находятся в окружении врагов и занимают хорошую позицию для обороны. Но, перефразируя классика, скажем «спиной к спине лица не увидать». Они прекрасно понимают друг друга только в бою. В остальное время спорят, а их попытка утешить друг друга заканчивается синяками и шишками. Кто из них прав, кто виноват? Что же будет дальше и как быть? Извечные проблемы, разделяющие влюбленные души. Так что же – все безнадежно? Не думаю!
Иван и Рахиль будут искать друг друга, рваться навстречу сердцем. Хочется верить, что Бог и Автор дадут им еще один шанс. И они обязательно найдут свое «отражение в реке», заглянут в любимые глаза. Потому что их ведет Любовь. Одна на двоих!..
Эльфы играют важную роль в романах «Казак в раю» и «Казак в аду». Их вмешательство постоянно ставит в тупик Бога-Отца. Откуда они взялись и почему мешают игре? Во второй книге Андрей Белянин отвечает на этот вопрос, рассуждая о литературе и роли, миссии писателя. Он не просто участвует в романе как повествователь или действующее лицо. По его желанию на сцене появляется еще один автор-Творец – Джон Р.Р.Толкиен. Если казаку и еврейке Бог-Отец и Бог-Сын отказывают в помощи, то Толкиен приходит на помощь своим читателям. Или уже героям? Он искушает Миллавелора и Нюниэль исполнением мечты – вечной молодостью и жизнью в Тихой Гавани. Их отказ вынуждает Творца задуматься и…поучиться у своих читателей. Или уже героев? Явление Профессора заставляет рассеяться силы зла, что закономерно. Но важнее всего, что оно возвращает надежду и веру в сердца темных эльфов. Это ли не призвание настоящего писателя? Не важнее ли вернуть людям веру в себя, надежду на других, а не заставить их вздрогнуть от мерзостей этого мира? Как знать! Каждый читатель выбирает своего писателя, каждый верующий – своего Бога, каждый мужчина – свою женщину, а женщина - мужчину. И каждому воздается по вере его!
Но читателя, конечно, больше интересует, чем закончится эта история, смогут ли Иван и Рахиль соединиться? Как пишет Андрей Белянин, «критик – человек холодного ума, и уж он-то знает, куда и зачем зарыли собаку!» К сожалению, не знаю. Давайте смотреть правде в глаза, как этого требует Автор. Во-первых, ни в Раю, ни в Аду эти двое не поговорили по душам, ничего друг о друге не выведали. Максимум, что у них есть – фамилии, имена и отчества. Они знают, в какой стране живет их «отражение в реке». Но найти друг друга по таким скудным данным – трудно. Во-вторых, потому что, очнувшись после клинической смерти, они могут посчитать случившееся бредом. Да, мало ли, что! Любой из читателей приведет сотни примеров несостоявшейся по каким-либо причинам любви. К тому же, даже пройдя, рука об руку через Рай и Ад, влюбленные не могут похвалиться верой друг в друга и взаимопониманием. Они никак не забудут национальные или сословные различия. Иначе, почему для Рахили Иван «мой казак», а она для него «моя еврейка», а не «мой мужчина» и «моя женщина»? Каждый из них готов спасти другого, но нужны ли этому другому такие жертвы? И так ли уж бескорыстен каждый из них? Почему же тогда Рахиль соглашается пойти за Иваном в Ад, но тут же тащит любимого за шиворот в Рай? Почему Иван продает душу, но сразу же размышляет на тему «за что это нам, и особенно мне?» Через роман «Казак в аду» рефреном проходит «спиной к спине». Казак и еврейка находятся в окружении врагов и занимают хорошую позицию для обороны. Но, перефразируя классика, скажем «спиной к спине лица не увидать». Они прекрасно понимают друг друга только в бою. В остальное время спорят, а их попытка утешить друг друга заканчивается синяками и шишками. Кто из них прав, кто виноват? Что же будет дальше и как быть? Извечные проблемы, разделяющие влюбленные души. Так что же – все безнадежно? Не думаю!
Иван и Рахиль будут искать друг друга, рваться навстречу сердцем. Хочется верить, что Бог и Автор дадут им еще один шанс. И они обязательно найдут свое «отражение в реке», заглянут в любимые глаза. Потому что их ведет Любовь. Одна на двоих!..
Комментариев нет:
Отправить комментарий