С древнейших времен силы Света и Тьмы бьются за человеческие души, и
битве той нет конца. Но еще более страшная борьба происходит, как
известно, в душе самого человека — ее разрывают на части противоречия,
захлестывают эмоции, смущают «проклятые» вопросы. А перед муками совести
меркнут даже ужасы Пекла. У каждого человека есть ангел и демон,
которые перетягивают его душу, как канат. И неудивительно, что этот
многовековой спор привлекает внимание литераторов. Достаточно вспомнить
«Этику» Аристотеля, «Потерянный Рай» Дж. Мильтона, «Божественную
комедию» Данте Алигьери, рассказ Я. Гашека «В Аду» и повесть Евгения
Лукина «Там за Ахероном», чтобы представить, в каком направлении
рассматривается этот конфликт. Рано или поздно каждый писатель
задумывается о духовной жизни человека. Но в силу характера, дара и
мировоззрения раскрывает тему в рамках «своего» литературного
направления, течения или жанра. Не стал исключением и Андрей Белянин.
Автор, работающий в жанре юмористического фэнтези, часто
обращается к религиозным сюжетам и сумел в своих книгах описать
практически всех сильных демонов Ада. В «Веке Святого Скиминока» (цикл
«Меч Без Имени») это Люцифер, в «Заговоре Черной Мессы» (цикл «Тайный
сыск царя Гороха») — Вельзевул, в «Моей жене — ведьме» — Велиар, во
«Вкусе вампира» — Бегемот, в «Лане» — Махакала. И этот список можно было
бы продолжить. Наряду с могущественными демонами в творчестве
писателя-фантаста встречаются проходные персонажи из числа
«слабосильной» нечисти — черти (Фармазон, Брумель, безымянные из
«Казачьих сказок» и «Заговора Черной Мессы»), шайтан из дилогии о
Багдадском воре, а также черт-детектив Иржи Брадзинский из книги «Лайнер
вампиров», написанной в соавторстве с Галиной Черной.
Новая книга Андрея Белянина знакомит нас с демоном Абифасдоном —
судебным приставом Пекла, то есть выбивальщиком проданных душ, его
женой, прекрасной демонессой Азриэллой — специалистом по соблазнению, и
ангелом быстрого реагирования Альбертом. Традиционно для писателя тема
борьбы за человеческие души обыграна в юмористическом ключе, хотя
местами неожиданно в духе черного юмора. Однако стоит ли удивляться
некоторой мрачности шуток, если речь идет о нечистой силе и рассказ
ведет демон?
Образ главного героя одновременно и новинка для творчества
Белянина, и логическое продолжение описанных ранее нечестивцев.
Абифасдон является в пантеоне белянинской адской когорты промежуточным
звеном. Среди сородичей демон — сборщик душ занимает не первое, но и не
последнее место. Как с гордостью говорит сам Абифасдон — он имеет
специальность, квалификацию и выполняет ответственную работу. И в то же
время — он рядовой служака, у которого есть начальство, и у этого
начальства есть свое начальство, а у того еще более низкое начальство.
Возможно, поэтому Абифасдон по характеру ближе к белянинским чертям,
которые по своей природе не жестоки и не злы. Это отделяет его от
Велиара, Люцифера и Махакалы, описанных в более ранних произведениях
писателя.
Великие демоны Ада остались в творчестве Белянина «проходными» и
«схематичными» персонажами. Автора не привлекло величие могущественных
властителей Пекла, он выбрал рядового демона, занимающегося грязным и
неблагодарным делом, и сделал его главным героем. Более того, если
логически проследить за действиями светлых сил в отношении этого демона,
можно заметить, что в книге основная битва идет не за людские души, а
за душу именно Абифасдона, которого последовательно подвергают
испытаниям. Ситуация могла бы показаться абсурдной, если бы не один
интересный момент в библейских текстах — окончательное наказание
мятежных демонов, сторонников Сатаны в битве с божественными силами,
произойдет после Страшного суда. Получается, что в какой-то мере демонов
уравняли с людьми, и они также ждут своего часа для окончательной
расплаты за восстание против Творца. И тут возникает вопрос — не дается
ли демонам шанс на прощение, если раскаяние будет искренним?
Итак, главная битва во Вселенной в книге Белянина неожиданно
перемещается из человеческой души в душу демона. И силы Света уже ведут
бой на чужой территории — в Пекле, отвоевывая у сил Тьмы пядь за пядью.
Возникает резонный вопрос: чем же рядовой демон так заинтересовал
божественные силы? Можно провести аналогии с апостолом Матфеем, чтобы
объяснить интерес Рая к Абифасдону, ведь Левий Матвей был мытарем, или
сборщиком податей. Но давайте не будем углубляться в дебри библейских
текстов и примем сходство «профессий» демона и апостола как случайное
совпадение. Как известно, для Бога более ценно раскаяние подлинного
грешника, а не добродетели праведника. Поэтому причина повышенного
внимания к демону весьма интересна — во всем виновата его «святость».
Присмотримся к главному герою. Это, традиционно для книг Белянина, —
«неправильный демон».
Абифасдон способен любить. Любовь в Пекле. Возможно ли такое? А
почему бы и нет? Достаточно вспомнить, что демоны не сразу стали
сторонниками зла, первоначально они были ангелами. Писатель не одинок,
приписывая демонической парочке добрые чувства и качества. Лермонтовский
Демон, как мы помним, в начале поэмы тоскует о тех днях, когда он любил
и был любим. Мефистофель Гёте признается в любви к ангелам, явившимся
забрать душу Фауста, и называет их «демонами в масках», признавая
родство вечных противников. Итак, на первый взгляд никаких препятствий
для светлых чувств не наблюдается. Кроме одного — в обычаях у демонесс
съедать мужей в порыве страсти, заедая детьми, а вместо ласк жены
получают от мужей побои. В Аду мало счастливых пар, хотя плодятся демоны
и бесы, как утверждается в Библии, стремительно.
Супружеская чета Абифасдона и Азриэллы нетипична для Пекла. При
внимательном рассмотрении в их поведении проглядывают совсем не «адские»
качества: они любят друг друга (одна из заповедей Нагорной проповеди:
«Возлюби ближнего своего»), четыре тысячелетия живут вместе (верность —
это добродетель) и до сих пор оба живы (вероятно, за счет проявления
терпимости к недостаткам другого). Одно омрачает их жизнь — отсутствие
потомства. Желание стать родителями — это ли не обращение к Свету? И
божественные силы не упускают возможности пойти навстречу демонам. Над
всем в мире властен Бог. Только он волен давать жизнь всему сущему, в
том числе и человеку, и демону тоже. И «задержка» с рождением ребенка
Абифасдона и Азриэллы уже кажется запланированной, а появление
человеческого детеныша в семье демонов видится промыслом Божьим.
Мы знакомимся с Абифасдоном в период, предшествующий зачатию им и
Азриэллой человеческого дитя, когда взгляды демона на мир кардинально
меняются. Но, судя по некоторым деталям, проскальзывающим в рассуждениях
героя, и до этого момента он чем-то выделялся из числа своих собратьев.
Подкупает его принципиальность при выполнении работы. Он четко блюдет
«букву закона» и способен вступиться за грешника, если видит, что того
обманули при заключении сделки (по одному из определений «грех — это
беззаконие»). Если задуматься над рассуждениями Абифасдона, в них можно
усмотреть альтернативный альтруизм, при котором зло совершается во
благо. В этом белянинский герой похож на Мефистофеля, который считал
себя частью «силы той, что без числа творит добро, всему желая зла».
Абифасдон ненавидит человеческие грехи. Правда, к каким-то он относится
снисходительно, а к каким-то нетерпим. Не исключено, что в последнем
случае его неприязнь подпитывают постоянные стычки с ангелом быстрого
реагирования Альбертом за души именно этих грешников.
Ангел Альберт и демон Абифасдон заведомо поставлены в условия
неравенства. Демоны «спроектированы» так, чтобы быть слабее ангелов (в
этом основа конфликта — неравенство вызывает недовольство), чтобы Добро
всегда побеждало Зло. Однако… Альберт легко расправляется с Абифасдоном
при стычках, но стоит ему встретиться с определенной категорией
грешников, которые устойчивы к спецэффектам, и он чувствует себя
неуверенно. Например, при общении с тремя «блондинками» в кафе Альберт
пасует — его ангельское терпение бессильно перед трескотней неумных
девиц. Терпение ангела — это миф, оно ничего не стоит по сравнению с
терпением демона, которого ежедневно наказывают, попирая единственную
реальную для него моральную ценность — гордыню. Он вынужден смиряться
перед волей Бога, едва ли не ежедневно принимая побои от более сильного
противника. Он обречен на вечные муки…
И в этом безвыходном положении, когда впору впасть в отчаяние,
Абифасдон находит утешение в любви и работе, помогает своим клиентам и
другу-ангелу. И снова мы приходим к тому, что перед нами «неправильный»
демон, в котором слишком много добродетелей для адского отродья. Его
можно с долей иронии назвать «святым демоном» или «демоном-спасителем».
У каждого человека есть своя «болевая точка» или что-то свое самое
святое, за что он будет биться насмерть. Поскольку Абифасдон в описании
Андрея Белянина наделен человеческими качествами, есть такая «точка» и у
него — это дети. Он, конечно, не в восторге от многих своих клиентов,
но по-настоящему приходит в бешенство в тех случаях, когда имеет дело с
преступлениями против детей. Казалось бы, какое дело до этого демону? Но
с момента зачатия собственного сына и случайного участия в крещении
трехмесячного малыша он начинает внутренне меняться… Недаром девочка,
которую он защищает от эксгибициониста-педофила, называет его красивым.
Это для взрослых, грешных людей Абифасдон — ужасный демон, а для детей —
ангел-хранитель. Для одного из них он даже становится крестным.
Присутствие в храме для демона — это практически самоубийство. Но
Абифасдон не может отказать крохотному малышу, который доверчиво смотрит
на злого дядю-демона и не боится его. Боль, которую испытывает сборщик
душ при ритуале крещения, можно было бы сравнить с мучениями
христианских святых. И ведь Абифасдон идет на это почти осознанно, не
желая оставлять ребенка без защиты божественных сил. Это не единственный
случай в жизни Абифасдона, когда женщина или ребенок делают его
беззащитным перед ситуацией, заставляют нарушать порядки Пекла и
«подставляться по полной».
Абифасдон тысячелетиями работает в России. Он в совершенстве знает
свою «клиентуру» и тем не менее отмечает, что попадаются необычные
грешники. В романе «Казак в Аду» Андрей Белянин уже пытался
классифицировать грехи человеческие, но делал это с другого ракурса — он
описывал прегрешения против Любви. В книге о демонах и ангеле спектр
грехов расширен, и в результате Абифасдону приходится общаться с
депутатами, аферистами, взяточником-гаишником, семинаристом-террористом,
прелюбодеями, фальсификаторами, атеистами, сектантами и многими
другими… Автор не читает нотации по поводу нарушений той или иной
заповеди Божьей «клиентами» демона, он только отмечает грехи, как бы
пересчитывая их для отчетности. И получается вполне цельная картина
современной жизни России.
Перед нами схематично отражена жизнь страны, где люди,
разуверившись в Боге, ищут душевного пристанища кто в пустой болтовне на
атеистические темы, кто в чернокнижии, кто в научных изысканиях и
фальсификациях, кто на форумах и в социальных сетях, кто в компании
собутыльников.
Демон изучает человеческие души, разделяет их на типажи и попутно
размышляет на религиозные темы. Ничего странного в этом нет, если бы не
тот факт, что за ответами на спорные вопросы Абифасдон обращается к
ангелу Альберту. Отношения этих представителей конкурирующих контор
напоминают одновременно дружбу и общение человека с духовником (Альберт
ведет душеспасительные беседы, за что Абифасдон полушутя называет его
«искусителем честных демонов»). Каждый сам по себе, но готов прийти к
другу на выручку.
Особый юмор в их отношения вносит Азриэлла, которая не только
умудряется общаться с ангелом, но даже щебечет и сплетничает с его
женой. Благодаря ей ангел и демон почти что «дружат семьями». Именно
Азриэлла, вернее, ее беременность чудесным образом объединяет
конкурентов.
Для творчества Андрея Белянина это несколько необычный женский
образ. Как и другие его героини, она прекрасна в любом обличье — в
демоническом и в человеческом. Естественный облик — синекожая демонесса с
тремя грудями и щупальцами. Такой героини у автора еще не было.
Сотрудница отдела искушений слегка взбалмошна, как все женщины,
непоследовательна и болтлива. Но она любит Абифасдона и готова на все,
счастлива получать от него побои («Бьет — значит, любит!»), словом,
вполне довольна жизнью. Как все жены, искренне не понимает, почему
любимый не радуется приезду тещи…
Как многие женщины, при первой же проблеме звонит мужу и требует
разобраться. Этой своей легкомысленностью она напоминает Илону из
«Рыжего рыцаря» и Алину из цикла о профессиональных оборотнях. Но все
меняется, когда в жизнь Азриэллы входит ее пока не рожденный малыш.
Демонесса, готовясь стать матерью дитя человеческого, пытается быть
ближе к людям. Казалось бы, уж куда ближе-то, и зачем ей надо изучать
обычаи людей, если она четыреста лет работает в России? Но что видит
Азриэлла на своей «работе»? Она — сотрудник отдела искушений, которому,
чтобы не потерять квалификацию, надо читать «Плейбой», просматривать
порносайты, спать с клиентами. Демонесса — прямая противоположность
непорочной Святой Деве Марии, ее антипод. И ребенок Абифасдона и
Азриэллы вполне способен стать антиподом Христа, то есть… Антихристом.
Возможно ли такое? Почему-то в это слабо верится. Может, потому,
что он еще в утробе матери слушал сказки про Винни-Пуха, или потому, что
был против ее распутной жизни? Ребенок, не успев родиться, начинает
диктовать свои условия, как все дети. Не только Абифасдон меняется на
протяжении беременности Азриэллы, но и она становится мягче и
человечнее.
Азриэлла — главный источник юмора в книге. Во многом, конечно, это
объясняется ее капризами во время беременности — весьма экзотическим
питанием (спортивный коврик, мел мешками, консервы вместе с банками и
т. п.), чтением книг и журналов для будущих мамаш и приверженностью к
исполнению всех «полезных советов», занятиями йогой и повышенной заботой
о муже, от которой временами тот готов взвыть. Но образ демонессы в
романе выполняет и другую роль. Только благодаря Азриэлле нам удается
познакомиться с бытом и обычаями Ада. Перемещение по мирам, характерное
для многих книг Белянина, присутствует и в новой книге. Но в этот раз
оно осознанное, контролируемое, поэтому героев нельзя назвать
«попаданцами».
Главные события происходят на Земле. И в книге нет как таковой
картины Ада, нет сцен мучений грешников — все описание Пекла сведено на
бытовой уровень, поскольку беременная демонесса большую часть времени
проводит в родной стихии. Для демонов Ад — это дом, а дома должен быть
какой-никакой уют: ванна с кислотой, битое бутылочное стекло на полу,
цепь на стене и плетка для любимой, склянка с ядом для тещи, гранаты и
автомат с полным боекомплектом для общения с соседкой, а также другие
подобные атрибуты демонического быта. Разница в обычаях демонов и людей
обыгрывается Беляниным в юмористическом ключе, и ярче всего это
проявляется в сценах общения главных героев с врачами — гинекологом и
психологом. Впрочем, в книге и без этого много забавных моментов.
Главным достоинством Андрея Белянина является его умение говорить
смешно о серьезном. Роман «Демон по вызову», несмотря на жанровую
принадлежность к юмористическому фэнтези, затрагивает философские и
религиозные темы. По нему можно было бы писать научный трактат или
устраивать диспуты, решая: не критикует ли автор Русскую православную
церковь; правильно ли поступил герой, ограбив студента, скачивавшего
тексты из Сети; как относиться к литературоведам, которые обвиняют
великих авторов в плагиате; может ли адронный коллайдер стать причиной
гибели мира; действительно ли душу можно продать только с разрешения
Бога; является ли грехом интернет-зависимость; следует ли убивать
педофилов и многое другое. Читателю предстоит решать самому, расставляя
акценты в истории ангела и демонов.
Нам же остается только надеяться, что история эта не закончена и
когда-нибудь мы узнаем о дальнейшей судьбе ребенка Абифасдона и
Азриэллы. Любителям острых ощущений впору устраивать тотализатор, решая,
в каком направлении будут развиваться события дальше и что выберет
автор: сделает это дитя Антихристом и доведет мир до апокалипсиса,
опишет мытарства несчастных родителей недодемона, устроит обмен опытом
между Пеклом и райскими кущами или сведет все к шутке, заставив Бога и
Сатану заключить договор о сотрудничестве или подписать амнистию
человечеству и демонам разом…
Урусова, М. Чем ночь темней, тем ярче звёзды! / М. Урусова // Белянин, А. О. Демон по вызову / А. О. Белянин. – Москва : Альфа-книга, 2011. – С. 300-310.
Комментариев нет:
Отправить комментарий